
Цель: диссеминация (распространение) управленческого и педагогического опыта образовательных организаций, направленная на формирование функциональной грамотности обучающихся
Задача: познакомить с лучшими практиками формирования функциональной грамотности обучающихся и выявить эффективные практики для использования в работе, определить пути совершенствования дальнейшей деятельности
Работа была организована следующим образом:
— выступления педагогов, которые представили опыт работы, затем, работал «свободный микрофон», где участники высказывались о том, какой практический опыт, его элементы, показался интересным, что можно взять для использования в работе, а также предложения по улучшению работы в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся.
Открыла конференцию заместитель директора Департамента Окис Шашкова А.П., рассказала о том, что работа по формированию функциональной грамотности в образовательных организациях муниципалитета начинается уже в дошкольных учреждениях. Более 3-х с половиной лет эта работа проводится детским садом №2 «Кораблик». С 1 января 2022 года закончила работу региональная инновационная площадка, вместе с тем, детский сад № 2 продолжает работать в направлении формирования финансовой грамотности воспитанников уже в штатном режиме. Во исполнение цели национального проекта «Образование» в настоящее время реализуется региональный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся Сахалинской области». В рамках реализации данного проекта разработана муниципальная дорожная карта, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Поронайского городского округа на 2021-2022 учебный год.
Выполняя план мероприятий данной дорожной карты, 30% педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме «Технология формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся». Многие педагоги используют в учебном процессе и во внеурочной деятельности задания по формированию функциональной грамотности из банка заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных институтом стратегии развития образования Российской академии. Вопросы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка, математики, естественнонаучного цикла рассматривались предметных РМО в течение учебного года. Были проведены диагностические работы по оценке сформированности читательской и математической грамотности обучающихся 5 классов. Обучающиеся 9-х классов СОШ №2 приняли участие в мониторинге уровня функциональной грамотности по всем 6 компонентам и показали базовый уровень.
В конференции приняло участие более 50 человек. Свой опыт работы представили 7 участников:
Гамов Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 2 «Кораблик» г. Поронайска — «Использование инновационных методов и приемов в обучении детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности»
Киселева Яна Алексеева, учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Леонидово — «Применение рабочего листа как приема формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах»
Леошко Марина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Восток — «Практики формирования разных компонентов функциональной грамотности во внеурочной деятельности»
Щербакова Эльвира Анатольевна, зам. директора МБОУ СОШ №1 г. Поронайска- «Деятельность управленческой команды по формированию читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности»
Рыбалова Елена Иннокентьевна, учитель математики МБОУ СОШ №8 г. Поронайска — «Формирование математической грамотности при изучении темы «Геометрические тела» в 5 классе»
Пастернак Татьяна Юрьевна, учитель математики МБОУ СОШ №2 г. Поронайска – «Задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики»
Михайлова Ирина Юрьевна, учитель биологии МБОУ СОШ №1 г. Поронайска — «Развитие функциональной грамотности через внеурочную деятельность, систему дополнительного образования детей по биологии с использованием оборудования центра «Точка роста»
В рамках работы «свободного микрофона» выступили 6 представителей из 6 образовательных организаций.
Участники отметили эффективный опыт работы коллег Киселевой Я А., Леошко М.Д., Рыбаловой Е.И., управленческой команды № 1 г. Поронайска, уровень использования ИКТ-технологий учителя Киселевой Я.А. Отметили, что недостаточно прослеживается роль родителей во внеурочной деятельности при развитии функциональной грамотности детей, не закончен управленческий цикл: осуществление контроля на административном уровне, не определены меры по итогам аналитической деятельности, недостаточно уделено внимание инструментарию, с помощью которого учитель отслеживает результат.
В процессе обсуждения коллеги пришли к выводу, что для дальнейшей эффективной работы по данному направлению необходимо консолидировать лучший опыт педагогов разных предметов, административных команд, родительской общественности для решения задач по формированию эффективных управленческих механизмов, повышения про компетенции педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся во внеурочной и урочной деятельности, применению эффективных версий измерительных процедур выявления уровня сформированности компетенций функциональной грамотности, совершенствованию аналитической деятельности по итогам диагностических работ.
В резолюцию были внесены следующие предложения:
Педагогам-докладчикам объявить благодарность за активное участие в конференции
Педагогам Киселевой Я А., Леошко М.Д., Рыбаловой Е.И., управленческой команды № 1 г. Поронайска обобщить опыт работы на муниципальном уровне
Рассмотреть на предметных ШМО эффективные практики, формы, методы и приемы, выявленные в процессе проведения конференции, с целью использования в работе педагогов-предметников
Создать районное методическое объединение педагогов разных предметных областей с целью повышение квалификации педагогических кадров по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся путем проведения мастер-классов, дискуссионных площадок, внедрения эффективных версий измерительных процедур выявления уровня сформированности компетенций функциональной грамотности (мониторинги, диагностики).
Включить в муниципальный план работы «дорожную карту» проведение конференций, педагогических чтений, конкурсов по выявлению лучших практик формирования функциональной грамотности обучающихся образовательных учреждений, в том числе дошкольных учреждений
Организовать работу по внедрению эффективных управленческих механизмов с целью получения положительных результатов по формированию функциональной грамотности обучающихся
Организовать работу по диссеминации опыта работы учреждений, показавших высокие результаты по итогам диагностических процедур, направленных на выявление уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся
Данные предложения приняты единогласно всеми участниками конференции.