07.06.2022 Анализ проведения муниципальных конференций по формированию функциональной грамотности обучающихся


В соответствии с распоряжением Министерства образования Сахалинской области от 20.09.2021 № 3.12-1186-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта), направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Сахалинской области, на 2021-2022 учебный год» в период с 20.04.2022 по 31.05.2022 муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, районными методическими службами были проведены муниципальные конференции по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Сахалинской области.

Проведению конференций предшествовала подготовительная работа: в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, были направлены методические рекомендации по проведению конференций. Кроме того, 18.04.2022 в режиме видео-конференц-связи с участием сотрудников Министерства образования Сахалинской области проведено совещание с муниципальными методическими службами о готовности к проведению конференций, формате их проведения. Составлен график проведения конференций, который обсужден на заседании рабочей группы ГАОУ ДПО ИРОСО по формированию функциональной грамотности, распределены члены рабочей группы для участия в конференциях.

Всеми муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, проведены конференции в соответствии с утвержденным графиком. Исключение составили Холмский городской округ и городской округ «Охинский», которые перенесли проведение конференций на август текущего года.

Работа конференций проводилась в разнообразных форматах: как в форме пленарных заседаний, так и в форме круглых столов, мастер-классов, дискуссионных площадок, открытых уроков и др.

Общее количество участников конференций составило 815 человек, было представлено 207 образовательных практик по формированию разных видов функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности, опыт работы управленческих команд образовательных организаций. В работе конференций городских округов «Александровск-Сахалинский район», Томаринский, Углегорский, город Южно-Сахалинск приняли участие сотрудники ГАОУ ДПО ИРОСО.

На конференциях были проанализированы планы мероприятий образовательных организаций, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, в том числе: повышение профессионального мастерства педагогических работников, деятельность школьных и районных методических объединений учителей, уровень выполнения обучающимися различных диагностических работ и др.

Вопросам формирования функциональной грамотности в дошкольных образовательных организациях было уделено внимание на конференциях, проведенных в городских округах Углегорский, Поронайский, Смирныховский, Невельский.

В ряде городских округов (Анивский, Тымовский, Поронайский, город Южно-Сахалинск) были обсуждены итоги мониторинга функциональной грамотности обучающихся района, анкетирования педагогических работников по выявлению профессиональных дефицитов при формировании функциональной грамотности обучающихся.

Более 150 педагогов областной столицы в онлайн формате обсудили факторы, влияющие на развитие функциональной грамотности обучающихся, обменялись опытом работы по использованию в педагогической работе возможностей межпредметной интеграции, внеурочной деятельности, программ дополнительного образования, проектной деятельности обучающихся.

Педагогические работники Корсаковского городского округа в рамках пленарного заседания и секций муниципальной конференции обсуждали вопросы содержания и методов работы учителей на уроках по формированию читательской, математической, естественно-научной грамотности обучающихся. Эффективные управленческие решения в организации целенаправленной работы педагогического коллектива по формированию функциональной грамотности обучающихся были представлены руководителями нескольких образовательных организаций района.

Конференция в Углегорском городском округе прошла в формате двух тематических площадок, в рамках которых был представлен в творческой форме опыт работы образовательных организаций района по разным направлениям, в том числе: формирование функциональной грамотности дошкольников и младших школьников; современные формы и методы формирования финансовой грамотности; школьная газета как средство формирования функциональной грамотности и др.

Обсуждение доклада «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: приоритетные задачи на 2022/2023 учебный год» в Томаринском городском округе состоялось при участии не только педагогической, но и родительской общественности района.

Педагогами Южно-Курильского городского округа был затронут целый ряд проблем на дискуссионных площадках, в том числе: продуктивность использования кейс-технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ, внедрение цифровой лаборатории в условиях реализации естественно-научной грамотности на уроках физики, формирование устойчивого интереса к чтению в условиях информатизации общества и др.

Управленческие механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках и во неурочной деятельности, роль каждого педагога в решении поставленных задач были представлены администрацией МБОУ СОШ с. Углезаводск городского округа «Долинский», на базе которой прошла муниципальная конференция.  

Заседание районного методического объединения учителей начальных классов и педагогов дошкольных образовательных учреждений Невельского городского округа, прошедшее в рамках муниципальной конференции, было посвящено теме «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе как условие развития мыслительных способностей обучающихся.

Вопросам организационно-педагогического и информационно-методического просвещения педагогических работников большое внимание было уделено на конференции в городском округе Ногликский.

Анализ проблем по формированию и оценке функциональной грамотности, актуализированных в ходе обсуждения представленных образовательных практик школы г. Северо-Курильска, позволил сформулировать задачи педагогического коллектива на новый учебный год.

В рамках двух дискуссионных площадок педагогами Макаровского городского округа были представлены современные УМК, направленные на развитие функциональной грамотности обучающихся.

В ходе конференций педагогическими работниками были выявлены существующие в образовательных организациях проблемы:

— недостаточный уровень профессиональных компетенций педагогов для организации деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся;

— отсутствие системы в использовании на уроках заданий из федерального банка по оценке функциональной грамотности, разработке на уровне образовательной организации оценочного инструментария для проведения диагностик сформированных компетенций, в информационно-педагогическом просвещении родителей;

— недостаточное количество образовательных практик по формированию глобальных компетенций и креативного мышления, использованию материальной базы субсидиарных сущностей, созданных в рамках национального проекта «Образование», программ дополнительного образования.

Проблемы, актуализированные в ходе обсуждений, легли в основу резолюций муниципальных конференций и определили приоритетные направления деятельности муниципальных методических служб, администраций образовательных организаций в следующем учебном году:

— информационно-методическое сопровождение и организационно-педагогическое просвещение педагогических работников, направленные на повышение профессиональной компетентности в вопросах функциональной грамотности;

— поиск эффективных версий измерительных процедур выявления уровня сформированности компетенций функциональной грамотности обучающихся, совершенствования аналитической деятельности по итогам диагностических работ;

— диссеминация управленческого и педагогического опыта общеобразовательных организаций, а также муниципальных методических служб по вопросам формирования функциональной грамотности при реализации обновленных ФГОС;

— регулярное проведение конференций, педагогических чтений, конкурсов, организация мастер-классов, открытых уроков, декад педагогического мастерства по выявлению лучших практик формирования функциональной грамотности обучающихся образовательных учреждений.


Выводы:

Практически все конференции послужили толчком для формирования муниципальных банков эффективных практик формирования и оценки функциональной грамотности дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, обобщения опыта педагогических работников, управленческих команд образовательных организаций в вопросах формирования математической, читательской, финансовой, естественно-научной грамотности обучающихся.

Проведение муниципальных конференций можно считать успешным, как в организационном плане, так и по содержанию дискуссионных площадок, пленарных заседаний.


Рекомендации:

— МОСО:

1. Организовать проведение регионального образовательного события по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся в рамках августовского педагогического совещания.

— ГАОУ ДПО ИРОСО:

1. Предусмотреть обновление содержания программ повышения квалификации с учетом выявленных проблем.

2. Использовать выявленные эффективные практики формирования функциональной грамотности в качестве стажировочных площадок при реализации программ повышения квалификации.

— муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования:

1. Внести в планы мероприятий (дорожные карты), направленные на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, дополнения и изменения в соответствии с принятыми на конференциях резолюциями.

2. Считать одним из приоритетных направлений методических служб организацию работы по диссеминации выявленных эффективных практик, их использование при организации «горизонтального обучения» педагогов.

3. Сформировать муниципальный банк данных эффективных образовательных практик, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся.

— общеобразовательным организациям:

1. Считать приоритетом в качестве подготовки обучающихся системное

формирование функциональной грамотности обучающихся.

2. Проанализировать достаточность созданных условий для развития функциональной грамотности обучающихся, в том числе нормативные, кадровые, организационные и др.).

3. Обеспечить прохождение всеми педагогическими работниками необходимых курсов повышения квалификации, участие педагогических коллективов в региональных и муниципальных мероприятиях по диссеминации управленческого и педагогического опыта формирования функциональной грамотности.