Развитие математической грамотности на уроках биологии и химии

«Всё о капусте, или с математикой по жизни»

Цель: развитие представлений о возможности формирования математической грамотности на уроках биологии и химии.

Задачи мероприятия:

  • научиться решать задачи по цитологии, используя математические методы;
  • освоить разные приёмы расчёта концентрации растворов химических веществ;
  • научиться рассчитывать калорийность пищевого рациона, используя таблицы энергетической ценности блюд.

Сценарий мероприятия

Первое задание по цитологии (биология, 10 класс).

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о капусте. Постараемся осветить весь её жизненный цикл: от семян до борща.

Капуста – это покрытосеменное растение семейства Крестоцветные.

Размножение капусты с помощью семян происходит с помощью особого типа деления клеток – мейоза. В результате количество хромосом и ДНК уменьшается в два раза, и образуются гаметы. После слияния мужской и женской гамет набор хромосом и количество ДНК восстанавливается. В соматических клетках хромосом 18 (2n), ДНК тоже 18 (2с). Определите количество хромосом и ДНК для стадии анафазы мейоза I; телофазы мейоза II (см. Приложение 1).

Решение: Из условия задачи мы понимаем, что n и с даже при равных значениях не идентичны, так как представляют собой разные структуры: хромосомы и ДНК. Найдём гаплоидный (то есть одинарный) набор хромосом и ДНК (1n и 1с): 18:2=9.

Подставляем значение в нужную формулу с изображения:

 Анафаза мейоза I: 2n=9*2=18; 4c=9*4=36.

Телофаза мейоза II: 1n=9; 1c=9

Ответ: в анафазе I: 18 хромосом, 36 ДНК; в телофазе II: 9 хромосом, 9 ДНК.

Задание по химии для 8 класса.

Из получившихся семян можно вырастить капусту. Это наиболее доступный и дешёвый способ её разведения. Но для роста капусты нужны определённые условия. Как пишут в интернет-источниках, применение пищевой соды в виде корневой подкормки или опрыскивания убережет головки капусты от раннего переспевания и появления трещин.

Для этого 20 г соды нужно растворить в 10 л воды. Сколько нужно соды для приготовления 4 литров раствора? Определите концентрацию раствора.

В химии есть формула:W% = mв-ва*100%/mр-ра

Переведём литры в граммы:

Мы знаем, что 1л воды = 1 кг воды, поэтому 10л=10000г, а 4л=4000г.

  • Найдём массу раствора, данного по условию:
    10000г+20г=10020г
  • Найдём концентрацию раствора:
    W% = 20г*100%/10020г≈0,2%
  • Определим количество соды, необходимой для приготовления 4000г раствора:
    0,2%=mв-ва*100%/4000г
    mв-ва=0,2*4000г/100%=8г
  • Но ученики часто забывают формулу в нужный момент, тогда решаем с помощью пропорций:
    10020г  =  100%
    20г             х%
  • Х ≈0,2%
  • 10020г    =  20г                    4000 г  = 100% 
  • 4000г           х г        или:       х г           0,2%
  • Х≈8г                                           Х=8г

   Ответ: 8г соды, концентрация ≈ 0,2%

Задание по биологии в 8 классе.

После получения хорошего урожая капусты, мы решили приготовить борщ со свежей капусты и капусту тушёную.

Используя данные таблиц, посчитайте, сколько калорий мы получим, если съедим порцию борща и тушёной капусты в обед 9см (см. Приложение 2, таблица 1).

Что ещё можно съесть из предложенного перечня блюд, чтобы получить необходимое количество калорий при четырёхразовом питании?

Методика Всемирной организации здравоохранения предлагает рассчитать суточную потребность в калориях по следующей формуле (см. Приложение 2, таблица 1):

На слайде и в ваших таблицах вы можете увидеть энергетическую и пищевую ценность блюд.

1. Так как по условию у нас обед, то нам нужно употребить 50% от суточной нормы. Выбираем 1 группу тяжести труда и находим количество необходимых калорий. Для женщин от 31 до 60 лет, массой 65 кг получаем:

  • (0,034*65+3,538)*240*1=1379,52 Ккал
  • 1379,52 Ккал  =     100%
  •        Х Ккал             50%
  • Х = 689,76 Ккал

2. Раз мы уже едим борщ и тушёную капусту, то получаем (см. Приложение 2, таблица 3):

  • 92,3Ккал+117Ккал=209,3Ккал

3. Остаётся: 689,76-209,3=480,46 Ккал
4. Можно ещё съесть: салат мясной (285Ккал), 2 кусочка хлеба(52,4Ккал*2) и напиток из сухих плодов (90 Ккал) = 479,8 Ккал.

Ответ: 1. 209,3Ккал; салат мясной, 2 кусочка хлеба, напиток из сухих плодов.

Подведём итог:
За 20 минут на примере одной капусты мы научились делать различные расчёты в биологии и химии, используя математические методы.
Как мы убедились, математика нужна в биологии и химии, с помощью математических методов мы решаем задачи по цитологии, можем приготовить растворы, рассчитать  энергетическую ценность питания (см. Приложение 3). Развитие не только математической и естественно-научной грамотности, но и логики, читательской грамотности с помощью задач.


Приложение 1

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Приложение 2

Таблица 1. Формула для расчёта суточной потребности в калориях по методике Всемирной организации здравоохранения

ПолВозраст, летФормула
Ж18-30(0,062*вес в кг + 2,036)*240*КФА
Ж31-60(0,034*вес в кг + 3,538)*240*КФА
Ж>60(0,038*вес в кг + 2,755)*240*КФА
М18-30(0,063*вес в кг + 2,896)*240*КФА
М31-60(0,484*вес в кг + 3,653)*240*КФА
М>60(0,491*вес в кг + 2,459)*240*КФА
КФА – это коэффициент физической активности, где:
1 – низкая,
1,3 – средняя,
1,5 – высокая.

Таблица 2. Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании (от суточной нормы), %

Первый завтракВторой завтракОбедУжин
14185018

Таблица 3. Энергетическая и пищевая ценность блюд

БлюдаБелки, гЖиры, гУглеводы, гЭнергетическая ценность, ккал
Борщ со свежей капусты с картофелем1,84,011,692,3
Мясные биточки (1 штука)8,021,09,3266,6
Суп молочный с макаронными изделиями8,311,325,8233,3
Гарнир из отварных макарон5,44,338,7218,9
Говядина отварная (1 кусок на порцию)21,02,31,8112,3
Капуста тушёная2,72,122117
Каша гречневая7,24,134,8198,3
Напиток из сухих плодов002290
Напиток вишнёвый0017,370
Хлеб пшеничный (1 кусок)1,50,610,352,4
Салат «Цезарь»141215250
Салат овощной301060
Салат мясной62310285
Сельдь с яйцом и картофелем4614124
Мороженое с шоколадным наполнителем61150325
Вафельный рожок3422135
Сладкий газированный напиток0042170
Апельсиновый сок2035225
Чай без сахара0000
Чай с сахаром (2 чайные ложки)001468

Приложение 3

Задача 1Задача 2Задача 3
В соматических клетках капуста имеет 18 хромосом (2n), ДНК тоже 18 (2с). Определите количество хромосом и ДНК для стадии анафазы мейоза I; телофазы мейоза II.Применение пищевой соды в виде корневой подкормки или опрыскивания убережет головки капусты от раннего переспевания и появления трещин. Для этого 20 г соды нужно растворить в 10 л воды. Сколько нужно соды для приготовления 4000 г раствора? Определите концентрацию раствора.Используя данные таблиц, посчитайте, сколько калорий мы получим, если съедим порцию борща и тушёной капусты в обед. Что ещё можно съесть из предложенного перечня блюд, чтобы получить необходимое количество калорий при четырёхразовом питании?
Алгоритм: Из 2n 2c находим 1n 1c делением двойного набора на 2.Определяем кратность хромосом и ДНК для искомой фазы деления.Умножаем одинарный набор хромосом и ДНК на кратность хромосом и ДНК.Алгоритм: Определяем массу данного раствора: масса воды + масса вещества.Находим массовую долю вещества в растворе по формуле: W% = mв-ва*100%/mр-ра Или по пропорции: 100%-масса раствора, х%-масса растворённого вещества. Определяем массу соли для искомого раствора по формуле: mв-ва = W%* mр-ра /100% Или по пропорции: 100%-масса раствора, W% растворённого вещества — х г.Алгоритм: Определяем суточную норму калорий по формуле (Таблица 1). Выбираем  группу тяжести труда и находим количество необходимых калорий. Определяем по таблице 2 долю калорийности (при четырёхразовом питании).Рассчитываем количество калорий, которые необходимо употребить за один приём пищи.Находим разницу между необходимым количеством и уже употреблённым количеством калорий.Продумываем меню, подходящее по калориям и времени приёма пищи.